А еще вчера у нас была пара по философии. Это, конечно, смешно - ждать, что наши мальчики, будущие инженеры-технологи, зацикленные на своих компах и железяках, резко начнут философствовать. Но на паре выяснись кое-что другое. Мне было стыдно.
А началось все с того, что старушка-преподавательница решила проверить наш общий культурный уровень.
- Вот вы, будущие выпускники престижного вуза страны. Наша будущая интеллигенция. А скажите, как вы вообще знаете собственную культуру? Вот, например, назовите две самых известных оперы, которые написал Чайковский?
Молчание. Потом один тихий голос:
- "Щелкунчик"?..
- Вот! - восклицает тетушка. - Так обычно и говорят. "Щелкунчик" и "Лебединое озеро". Друзья мои, какие же это оперы, это же балеты! А оперы, назовите мне оперы... Или, например, помните композитора, который писал музыку на сказочные мотивы. На Пушкина. Вы же читали в детстве сказки! Ну, кто?
Снова молчание. Ооочень долгое молчание. Глаза опущены.
И так далее. Самое главное, после того, как она называла имена, произведения, обнаруживалось, что я же это все знаю... Мусоргский, Римский-Корсаков, "Князь Игорь", "Хованщина", "Сказка о Царе Салтане"... Ужас.
- Вот видите. А сейчас собираются в школе ввести предмет "История религии". Разумеется, за счет уроков литературы. Вы же и так ничего не знаете!..
Стыдно. Очень.
А началось все с того, что старушка-преподавательница решила проверить наш общий культурный уровень.
- Вот вы, будущие выпускники престижного вуза страны. Наша будущая интеллигенция. А скажите, как вы вообще знаете собственную культуру? Вот, например, назовите две самых известных оперы, которые написал Чайковский?
Молчание. Потом один тихий голос:
- "Щелкунчик"?..
- Вот! - восклицает тетушка. - Так обычно и говорят. "Щелкунчик" и "Лебединое озеро". Друзья мои, какие же это оперы, это же балеты! А оперы, назовите мне оперы... Или, например, помните композитора, который писал музыку на сказочные мотивы. На Пушкина. Вы же читали в детстве сказки! Ну, кто?
Снова молчание. Ооочень долгое молчание. Глаза опущены.
И так далее. Самое главное, после того, как она называла имена, произведения, обнаруживалось, что я же это все знаю... Мусоргский, Римский-Корсаков, "Князь Игорь", "Хованщина", "Сказка о Царе Салтане"... Ужас.
- Вот видите. А сейчас собираются в школе ввести предмет "История религии". Разумеется, за счет уроков литературы. Вы же и так ничего не знаете!..
Стыдно. Очень.
Да уж, что не сечет - это точно) Сразу заметно))))
Пфф...
Есть вещи, которые меня раздражают. Притом достаточно сильно. Одна из них, это "то, что должен знать каждый".
Нет, культура, искусство - это просто замечательно. Естесственно, подкованность в этой сфере - несомненный плюс. Но. Это не те знания, за отсутствие которых должно быть стыдно. Действительно стыдно - не знать историю своего народа, не помнить своих корней. А "История религии" имеет к этому куда большее отношение. Ничего не знать о религии, которую веками исповедует твой народ, о релиигии, которая в очень многом его сформировала - куда стыднее, чем не разбираться в операх.
Не придирайся к словам. Я, между прочим, тоже к этой группе отношусь. Нравится это кому-то или нет. Ты же не дурак и понимаешь, что я имела в виду. У нас кроме, пожалуй, Далера нет особых любителей пофилософствовать и порассуждать о жизни.
Lohmatii
Видишь, ты же сам говоришь, что есть вещи, которые должен знать каждый. Я не отрицаю. Не знать историю - ненормально. Но и не знать культуру - тоже. Дим, она же вкус формирует. Ты поговори с мадам на эту тему, она тебе подробно объяснит, слушатели каких "туц-туц" и Димы Билана получаются из не знающих классику и считающих одну-единственную мелодию в очередном асоте Ван Буурена верхом гениальности. История, литература, музыка, какие-нибудь МХК или история религий, да как их ни назови. Они думать заставляют. Анализировать. И не кажется ли тебе, что, зная о православной церкви, стоит знать и об опере "Борис Годунов"? Музыка точно так же отражала время и формировала народ, как и религия. К тому же как раз религия - личное дело каждого.
Да, я считаю, что это стоит знать. Про то, что такое канон и чем альт отличается от гроулинга. Про то, что такое импрессионизм и сюр. И не знать этого стыдно.
Это не чисто риторический вопрос. Увы, не вспомню имени, один из крупных советских ученых первой половины века, когда еще только поступил в универ, решил составить список книг, которые ему необходимо прочесть, чтобы чувствовать себя образованным человеком. Потратив на это несколько дней, он решил приблизительно оценить время, которое у него на этот список уйдет. Получилось, что тратя на чтение 3-4 часа в день, потребуется примерно 300 лет. Тогда он начал этот список сокращать - когда у него осталось что-то около 120 лет онзабросил это дело: дальше сокращать, по его мнению, было невозможно.
Понимаешь разницу, между образованностью и профессионализмом? Образованность - это захват знаний вширь. Всего, побольше и по верхам. Профессионализм - вглубь. Помнишь Шерлока Холмса? Не помню в каком именно из романов, у него был диалог о науке. " - Земля движется вокруг Солнца? Что ж, вполне возможно, хотя глаза и говорят мне обратное." Это всего лишь персонаж, но соль никуда не пропадает.
К чему я? К тому, что уже давно культура стала слишком широка даже для профессиональных искуствоведов. В первую очередь наши знания должны обеспечивать нашу профессиональную деятельность, а уж что знать из культурно-исторической сферы сейчас каждый может решать для себя только сам.
Живем мы слишком мало, чтобы получить достойное образование. Да если бы и жили вечно - с нынешними темпами роста информационного потока уже очень скоро только достойных произведений литературы, музыки, кинематографа и т.п. в год будет выходить больше, чем человек успеет за это время прочесть.
а на Ваш дневник я набрела совершенно случайно
Lohmatii
Да я понимаю, что время меняется. Когда, пару веков назад, девушка к примеру должна была уметь рисовать, вышивать, готовить, играть на муз.инструменте, танцевать и прочее просто по госту и не обсуждаемо. Сейчас это устарело. И все же, вспомни уроки музыки в школе и ты примерно охватишь тот круг тем, которые стоило бы знать. Как минимум.
Гы, перечислила все необходимое для приличной девушки прошлых веков и поняла, что из всего этого не умею нормально только готовить))) может, из-за такого воспитания я и мыслю так?)
Честь и гордость
Ну, ответить на все вопросы "бабули" смогла, например, и моя соседка, девушка с того же вуза и факультета, что и я. Она тоже, как и я, окончила муз.школу, но у нас с ней остались разные знания с тех пор *смеется* я могу играть, зато она помнит более-менее теорию.
А почему вещать именно технарям?)))
(и можно ко мне на "ты"))
Вот только работать с технарями - тяжко. Сюда, в комменты к этому посту дошли только кусочки того, что мне высказывали несколько людей. Все с моего вуза, разумеется. Почему они считают, что знания в гуманитарных предметах им не нужны? Кто-то высказывается более агрессивно, кто-то менее, но многие так думают. Хотя, слава Мерлину, нашлись и те, кто поддержал мои суждения) Это не может не радовать.
Отчего же. Вот как раз ницше и восточная философия у нас успех бы имели. Говорю по своему личному опыту и по общению с потоком. Оговорюсь только, что я с малость другого фака - из нас делают системных программистов, а это само по себе почти философии.
Кири
Да... у меня в школе на уроках музыки пели "Что это такое трамвай без вай" под баян ((
Понимешь, я говорю не о том, что гуманитарные науки не нужны, не о том, что время другое. Я даже не свое мнение высказываю, а говорю об очень любопытном факте и, по совместительству, очень серьзной проблеме современности. Есть такой график: зависимость информации, производимой обществом от времени. Так вот - это экспонента. И очень крутая. Это не из желтых новостей инета - это то, что нам сейчас втирают на семинарах(у меня специализация по документообороту - т.е. как раз по информационным потокам). Сейчас десятки лабораторий по всему миру дублируют работу друг друга, т.к. не могут отфильтровать в информационном потоке новости о том, что точно такие же исследования уже ведутся. То, что уже сейчас люди не способны вместить достаточно знаний даже по очень узкой специализации, приводит к трате впустую сотен миллионов зелени и задержке нтп на десятилетия. Программы вузов корректируются ежегодно, но все равно едва поспевают за временем. А иногда и не поспевают.
Перед лицом подобных проблем вопрос о подкованности в сфере опер лично для меня меркнет.
На самом деле, этих самых Декарта с Аристотелем мы и будем изучать. А доклад по Канту я уже застолбила *улыбается* Взбрело мне в голову) Просто у нас в городе есть могила Канта) А вот с какой точки зрения мы будем рассматривать все это - без понятия. В понедельник узнаем.
Мдя *вздохнула* бывает. Мы пели "Надежду" и прочее, как положено.
Не, когда говорят о классике, не имеют в виду наше время. Чаще всего. Просто классика - это то, что проверено годами. А из современного - ну, современная классика фэнтези например и так далее. Это же совсем другое. И уже в понятие "образованность" не входит.
Кири Калининград))))))))) Хм) Кант был весёлый чел, это да) Желаю удачи на докладе)
Ага, спасибо)